Размер шрифта

A A A

Цвета сайта

T T

Журналист «Лідскай газеты» выехала на вызовы с аварийной газовой службой

СМИ о нас Вернуться к списку статей

«Клапан-4» заявку принял». Пара минут — и команда в сине-оранжевых спецовках с надписью «Лидагаз» уже едет по адресу. В аварийно-диспетчерской службе круглосуточно следят за тем, чтобы в домах лидчан бесперебойно, а главное, безопасно горел голубой огонек. С чем люди путают запах природного газа, можно ли звонить по мобильному телефону в загазованном помещении и что вообще следует делать при утечке голубого топлива? Об этом и не только узнал журналист «Лідскай газеты», заступив на дежурство с одной из смен. 

«А у меня котелок полетел...»

— Здравствуйте, аварийная «Лидагаз» слушает…И так 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Мой рабочий день начался в святая святых — в аварийно-диспетчерской службе. Именно сюда стекаются все звонки по единому номеру 104. Телефоны не умолкают. Диспетчеры Ольга Заяц и Наталья Вершицкая терпеливо выясняют характер обращения, оформляют завки, проводят инструктаж. Напротив — огромные мониторы, где в режиме реального времен отображается ситуация не только по Лидскому, но  по Вороновскому и Кореличскому районам. Кстати, раньше диспетчерам приходилось ориентироваться по обычным бумажным картам. Современный программный мультикомплекс позволяет отслеживать и реагировать на все виды ЧС: неисправность оборудования, утечку газа и другие нештатные ситуации.

— В день у нас в зависимости от сезона от 15 до 30 вызовов, — рассказывает диспетчер. — Самый горячий период — осень–зима, когда люди начинают подключать газовые отопительные и водонагревательные приборы. В январе количество аварийных вызовов достигало 36 в день. Конечно, если бы все выполняли хотя бы элементарные правила безопасности, таких звонков было бы меньше...

Диспетчеры признаются: в круглосуточном потоке звонков от населения не обходится и без комичных ситуаций: 

— Например, вчера к нам позвонила взволнованная женщина со словами: “Здравствуйте, у меня того…котелок полетел”. Сложно было удержаться, чтобы не хихикнуть. Но, задав несколько уточняющих вопросов, выяснила: у лидчанки несправность в газовом котле, - весело рассказывает приемщица заказов. 

И еще десяток историй, но нас прервал тревожный звонок: 

— Записываю адрес. Лида, улица Тухачевского, дом 67. Где ощущается запах газа?.. Ваша фамилия и телефон…

А потом Ольга проводит подробный инструктаж: «Открыть окно, не курить, не жечь спички, не пользоваться электроприборами и мобильными телефонами. Никого не допускать с открытым огнем на загазованную территорию. Ждите, скоро будем».

Запах газа в квартире – звони 104!

Меня закрепляют за одним из экипажей, пока едем на место – знакомимся. В составе аварийной газовой бригады – старший мастер Артем Ибатуллин, слесарь Максим Кулеш и водитель Владимир Бубен. Каждый из них профессионал в своем деле. общий стаж на троих – больше 20 лет. И, конечно, спецавтомобиль – он тоже часть этой дружной команды. Аварийно-спасательная машина оборудована всем необходимым для ликвидации последствий аварии, будь то повреждение газопровода, пожар в газифицированных зданиях или просто запах газа в подъезде. Здесь есть и мотопомпа для откачки воды в затопленных котлованах или колодцах, и воздуходувка для вентиляции загазованных помещений, а еще электрогенератор, гидравлические инструменты, отбойный молоток, искробезопасные ключи, домкрат и многое другое. 

— На вызовы, связанные с запахом газа, мы должны ехать, включив синие проблесковые маячки и, при необходимости, сирену. Но сейчас дорога свободная, поэтому добираемся тихо, - комментирует водитель Владимир Бубен. 

Чтобы отработать заявку, аварийной бригаде приходится обойти весь дом и осмотреть прилегающие инженерные коммуникации. С помощью газоанализатора, который определяет концентрацию углеводородистых соединений в воздухе, проверить все квартиры с первого по последний этаж. Но, как выясняется, специфический запах, который насторожил пенсионерку, издает коробка со строительным мусором, где лежат использованные банки из-под лакокрасочных материалов.

— Мы отрабатываем все ситуации без исключения, – рассказывает мастер Артем Ибатуллин. – Термин «необоснованный вызов» стараемся не использовать, а говорим «заявка, которая имеет неподтвержденный характер». Кстати, сам по себе природный газ не имеет цвета и запаха. Чтобы человек мог его почувствовать, в голубое топливо добавляют этилмеркаптан — вещество с очень специфическим и насыщенным запахом. Достаточно его небольшой концентрации в воздухе, чтобы он явно ощущался, - проводит ликбез мой собеседник. 

Люди, по словам Артема, настороженно относятся к непривычным ароматам. С газом путают и запахи лакокрасочных и горюче-смазочных материалов, и зловоние от испорченных продуктов. Кстати, чаще всего сбивает с толку бдительных жильцов  запах квашеной или тушеной капусты. Перестраховываясь, граждане звонят в службу «104». В «Лидагазе» реагируют на все сообщения.

И днём, и ночью —  график рабочий

Мастер нашей бригады отрапортовал по рации, что “Клапан-4” с заданием справился. Казалось, можно выдохнуть. Но нет: наша помощь уже нужна в соседнем доме. Только здесь проблема с точностью до наоборот – в квартире почти прекратилась подача газа. Первым делом мои “коллеги” проверили не перекрыт ли кран и не пережат ли шланг, подходящий к плите. Неполадка оказалась бональной —  засорилось сопло горелки плиты. 

— Низкий выход пламени свидетельствует о том, что газ поступает на горелку не полностью. Самая часто встречающаяся причина — это засор сопла, что в данном случае мы и наблюдаем, — комментирует слесарь Максим Кулеш. 

Чтобы решить проблему, потребовалось около 10 минут и еще 15 для профилактических работ, чтобы разобрать и проверить газовую плиту. После устранения неполадок аварийная бригада обязательно проверяет все оборудование и подходящую к нему систему газоснабжения. 

— Менять вам пора плиту, хозяйка, — замечает Максим Николаевич. — Она уже давно свое отслужила.

Но женщина протестует: мол, плита рабочая – вон какие пироги в ней получаются.  Однако пользоваться плитой после истечения срока ее эксплуатации (в зависимости от марки и года выпуска — в среднем 10 — 14 лет) нельзя. 

— И запоним еще одно золотое правило: работающее газовое оборудование оставлять без присмотра нельзя. Отлучиться в соседнюю комнату, периодически контролируя плиту, допустимо, а вот уйти в магазин, оставив суп вариться — нет, - напоследок “газовики” провели профилактическую беседу с лидчанкой. 

Маленькая победа каждый день

Когда аварийная бригада выполняет «заявку», все максимально сосредоточенны — работать нужно осторожно, ведь газ ошибок не прощает. Но когда дело сделано – ребята вновь становятся интересными собеседниками. О сложных случаях “газовики” скромно умалчивают. Хотя у каждого из них бывали ситуации, когда приходилось рисковать, чтобы не допустить трагедии. Кстати, бригады ПУ «Лидагаз» по плану взаимодействия выезжают и на пожары, где есть газовое оборудование. 

— Помню, как в новогоднюю ночь без газа остался целый подъезд высотки. Нам нужно было обойти все квартиры многоэтажного дома, но в 5 утра практически никто не открывал дверь. Ох, и намучились мы тогда! – теперь уже с улыбкой вспоминает свое новогоднее дежурство слесарь Максим Кулеш. 

За увлекательным разговором дорога в деревню Нетечь пролетела незаметно. Оттуда поступил тревожный звонок о запахе газа возле частного дома. Утечку обнаруживают моментально – по корпусу пробкового крана. Слесарь устанавливает новую запорную арматуру, выдает уведомление о замене креплений газопроводу, и машина отправляется на новый вызов.

Запах газа на кухне, во дворе, неисправность котла, просьбы помочь заменить устаревшее газовое оборудование на новое и т. д. Всего за день наша смена отработала 15 заявок.  Дальше у специалистов – работа с документами и сдача дежурства. Через сутки им снова заступать на дежурство, теперь уже ночное. Кстати, у них, как и у медиков, не принято ночной смене желать спокойной ночи, иначе дежурство может выдаться очень неспокойным.

ЛIДСКАЯ ГАЗЕТА