Размер шрифта

A A A

Цвета сайта

T T

Всемирный день защиты прав потребителей отмечается 15 марта

В 2022 году он пройдет под девизом: «Справедливые цифровые финансовые услуги».

Быстро развивающиеся цифровые технологии кардинально меняют привычные рынки платежей, кредитования, страхования, становясь ключевым фактором для потребителей финансовых услуг. Безусловным преимуществом такого развития является прозрачность и скорость оказания финансовых услуг.

В организациях системы Министерства энергетики ведется системная работа по открытию сервисных центров по обслуживанию населения с использованием новейших технологий, упрощающих обслуживание потребителей на всех этапах: от приема заявок до их обработки и архивирования данных. Это не только доступность услуг, но и повышение надежности, безопасности и эффективности газо- и энергоснабжения.

В настоящее время энергоснабжающие организации ГПО «Белэнерго» осуществляют электроснабжение 4,6 млн бытовых абонентов. С целью повышения качества предоставляемых населению услуг созданы и действуют расчетно-кассовые и сервисно-расчетные центры, в районных центрах функционируют столы справок.

С 2015 года в Минске, а также во всех областях внедрен интернет-сервис «Личный кабинет», который предоставил бытовым абонентам более широкие возможности в работе с оперативными данными о лицевом счете, в том числе о поступивших платежах, информации о потребленной электроэнергии, величине тарифа, справочной информации и др. В настоящее время граждане осуществляют платежи за услуги электроснабжения с использованием системы АИС «Расчет» (ЕРИП). После внедрения данной системы порядок платежей для граждан значительно упростился. Для оплаты за электроэнергию гражданину достаточно указать показания электросчетчика, либо расход электроэнергии и сумма оплаты будет рассчитана автоматически. Гражданам предоставлена возможность осуществлять дистанционно безналичные платежи посредством интернет-банкинга, мобильного банкинга, инфокиоска.

Значительный опыт в сфере внедрения IT-технологий накоплен белорусскими газоснабжающими организациями. Полностью оцифрованы газоснабжающие сети – а это 65 тыс. км газопроводов, что позволяет в режиме реального времени следить за работой оборудования. Успешно функционирует единая автоматизированная система, работающая на основе самых передовых мультипрограммных комплексов. Она включает в себя несколько уровней - базовый, для рабочих организаций, средний - оперативно-аналитический, для среднего руководящего состава, верхний, для руководителей как отдельных предприятий, так и отрасли в целом. Данная система обеспечивает анализ и контроль за всеми технологическими процессами в газовой отрасли.

Особое внимание уделяется внедрению современных средств телемеханики, которые позволяют обеспечивать непрерывный контроль за работой удаленного и территориально рассредоточенного технологического оборудования, тем самым значительно повышать надежность его работы.

В электроэнергетике также реализуются проекты по автоматизации и цифровизации объектов генерации – станций и подстанций, котельных, а также непосредственно электросетевой инфраструктуры. Эти работы проводятся в рамках Стратегии информатизации и цифровой трансформации ГПО «Белэнерго» на период 2021-2025. В частности, в 2021 году в стране реализован проект по строительству первой цифровой подстанции напряжением 330 кВ «Могилев 330». Это одна из базовых подстанций в энергосистеме. Ее модернизация с внедрением самых передовых цифровых технологий позволили значительно снизить эксплуатационные и трудовые затраты, повысить надежность электроснабжения. В рамках проекта на линиях электропередачи впервые применены устройства определения места повреждения, работающие по волновому принципу. Они дают возможность с высокой точностью - до нескольких десятков метров - определять место повреждений на ЛЭП, соответственно, существенно сокращается время, необходимое на их устранение.

По материалам Минэнерго