Размер шрифта

A A A

Цвета сайта

T T

Компетентно: какие новые обязанности появятся у потребителей газа и обслуживающих организаций

СМИ о нас Вярнуцца да спісу артыкулаў

Основные вопросы, касающиеся изменений и дополнений действующего законодательства в газовой сфере, разъяснили компетентные эксперты на брифинге в столичном Доме прессы, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

С 21 февраля 2022 года вступает в силу новая редакция Правил пользования газом в быту, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 ноября 2021 года
№ 661
(далее – Правила). Изменения и дополнения коснулись обязанностей потребителей и пользователей газа, а также организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда, порядка расчетов за газ, выполнения работ и оказания услуг, предпринимаемых мер безопасности при использовании газа в быту.

Начальник управления систем газоснабжения ГПО «Белтопгаз» Владимир Русь прежде всего проинформировал о создании ГУ «Госэнергогазнадзор», которое осуществляет надзор за соблюдением Правил (в новой редакции документа прописаны его функции).

У ГПО Белтопгаз из монопольных видов деятельности остается только газоснабжение. Заниматься техническим обслуживанием газопроводов, газового оборудования могут не только газовики, но и обслуживающие организации – появилось такое понятие в Правилах. Если раньше были сервисные центры, которые обслуживали отопительные газовые котлы наравне с газовиками, то сегодня эти структуры называются обслуживающими организациями с правом заключать договоры, в том числе на обслуживание и другого оборудования и газопроводов.

– Потребитель вправе сам выбирать, с кем ему заключить договор на техобслуживание. Немножко усложняется система в том, что договоров может быть несколько, но я думаю, люди захотят, скорее всего, получать комплексную услугу от одной организации, – отметил В.Русь.

В прежней редакции Правил было указано, что техобслуживание осуществляется в сроки, установленные заводом-изготовителем и по ведомственным документам газоснабжающих организаций ГПО «Белтопгаз». Теперь принят четкий регламент в этом направлении.

– Ужесточились требования к состоянию системы дымоудаления настолько, что сегодня сам абонент может проверять свою систему только в том случае, если у него установлен котел с закрытой камерой сгорания и коаксиальным выходом. Все остальные дымовые и вентиляционные каналы – только специализированные организации. Есть кодекс технической практики, который устанавливает очень жесткие требования к качеству проверки дымовых и вентканалов, – уточнил В.Русь.

Значительно изменены формы договора на техобслуживание с учетом того, что газовики передают часть своих функций другим обслуживающим организациям. Предстоит большая серьезная работа по перезаключению этих договоров, обратил внимание специалист.

– Что касается конкретно самих Правил пользования газом с точки зрения безопасности для потребителей, там мало что поменялось. Единственное – ужесточены требования к обязательности проведения технического обслуживания. По законодательству газоснабжающая организация вправе прекратить газоснабжение в случае, если это представляет угрозу жизни людей. И теперь непроведение техобслуживания приравнивается к такой угрозе. Работа по отключению газоснабжения будет проводиться через «Госэнергогазнадзор», – констатировал В.Русь.

Ведущий инженер управления систем газоснабжения ГПО «Белтопгаз» Елена Абабурко конкретизировала: в новой редакции Правил неизменным остался тот факт, что пользование газом осуществляется на основании заключенных договоров между потребителем и газоснабжающей организацией. Нововведением является разделение договоров по видам в зависимости от оказываемых услуг. Также определены их типовые формы, то есть договор на газоснабжение и договор на техническое обслуживание и ремонт газоиспользующего оборудования и/или вводных и внутренних газопроводов.

– Не надо бояться процесса перезаключения договоров: он будет постепенным, наши организации к этому подготовились, разработаны графики. Перезаключение договоров будет осуществляться в том числе в рамках техобслуживания, ремонта оборудования, – рассказала Е.Абабурко.

Вместе с тем она обратила внимание на то, что в новой редакции Правил заключение договоров на газоснабжение подразумевается только после того, как потребитель заключил договор на техобслуживание и ремонт оборудования. Это первый шаг потребителя для обеспечения безопасного пользования газом в быту. Договор вступает в силу не с момента его подписания, а с момента фактического подключения газораспределительной системы.

Также предусмотрена типовая форма договора на техобслуживание вводного и внутреннего газопроводов при газоснабжении многоквартирных жилых домов через газораспределительную систему, который заключается между обслуживающей организацией и уполномоченным лицом по управлению общим имуществом или организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда либо товариществом собственников. Таким образом, предусмотрены три вида договоров, на основании которых будет осуществляться газоснабжение.

Немаловажное дополнение в Правилах – установление сроков технического обслуживания, отметил первый заместитель генерального директора – главный инженер УП «МИНГАЗ» Андрей Вирочкин. Так, техобслуживание вводных и внутренних газопроводов и газоиспользующего оборудования с отключением от газораспределительной системы и с испытанием на герметичность воздухом всей системы – не реже 1 раза в 10 лет. При этом проводится проверка технического состояния индивидуального прибора учета расхода газа (счетчика). Вводные и внутренние газопроводы многоквартирных жилых домов со сроком эксплуатации более 20 лет – 1 раз в год. Газовые проточные водонагреватели и отопительные газовые котлы – 1 раз в год (в руководстве по эксплуатации котла могут быть указаны другие сроки). При этом проводится проверка технического состояния регулятора давления газа. Вводные и внутренние газопроводы общежитий – 1 раз в 3 месяца.

За потребителями сохранилась обязанность обеспечивать замену газового оборудования по истечении срока службы.

– По новым Правилам замену газоиспользующего оборудования без изменения его местоположения, его мощности, без изменения системы дымоудаления может осуществлять как газоснабжающая организация, так и обслуживающая организация, с которой потребитель заключил договор на техобслуживание либо выполнение ремонтных работ с соблюдением всех необходимых мер безопасности, – сказал А.Вирочкин.

Первый заместитель генерального директора – главный инженер УП «МИНСКОБЛГАЗ» Сергей Курашевич отметил, что в новых обязанностях потребителей газа предусмотрена необходимость установки сигнализаторов загазованности, обнаружения угарного газа в помещениях. В тех помещениях, где смонтировано отопительное, водогрейное оборудование, звуковой, световой сигнал позволяет своевременно выявить утечку газа либо угарный газ. К сожалению, в стране появились недобросовестные продавцы данного оборудования, которые представляются работниками газоснабжающих организаций, продают его абонентам по завышенным ценам. Во избежание таких ситуаций потребитель может в любой момент обратиться в газоснабжающую организацию и уточнить все вопросы. Газовики имеют удостоверение, бейджики, специализированную одежду, напомнил С.Курашевич и попросил абонентов быть внимательными.

По материалам www.pravo.by